Государственный музей авиации – ретроспектива и развитие

В этом году крупнейшему отечественному техническому музею – Государственному музею авиации – исполнилось восемнадцать лет

Журналист отдела новостей
Государственный музей авиации – ретроспе…

В 2003 году Президент Украины под звуки военного оркестра перерезал желто-голубую ленту – последнюю преграду на пути к стройным рядам самолетов и вертолетов, которые выстроились на учебном аэродроме Национального авиационного университета. Это было начало, первая очередь музея – 33 типа основных боевых, транспортных и пассажирских машин изготовления 60-х – 80-х годов, которые были на вооружении ВВС СССР и независимой Украины, или эксплуатировались в гражданском воздушном флоте. За десять лет был пройден большой путь: музей стал центром культуры и досуга столичного и государственного уровня, который посетили более 400 тысяч киевлян, гостей нашего города из многих стран мира. Здесь проводятся экскурсии для официальных делегаций и достопочтенных гостей нашего государства, международные научные конференции, семинары, проходят разнообразные акции: полеты частных самолетов, выступления моделистов, торжественные празднования знаменательных дат истории авиации. Территория музея увеличилась почти вдвое, а экспозиция – в два с половиной раза, до 88 самолетов, вертолетов и БПЛА.

Торжественное открытие Государственного музея авиации 30 сентября 2003 года

Сначала было слово

Музей создавали ученые, поэтому подход был соответствующий: инициативная группа сначала изучила опыт ведущих авиамузеев мира, проанализировала современные тенденции развития технических исторических музеев, и затем, учитывая финансовые возможности государства, разработала концепцию экспозиции. Ее назвали "интернациональной полудинамической". "Интернациональная" — чтобы лучше отразить вклад отечественных авиаторов в мировую историю авиации, и не отсекать возможность представления иностранных летательных аппаратов. А под "полудинамической" понимается то, что если экспонаты ГМА не могут летать сами (как это принято во многих технических музеях мира), то, кроме обычного статического показа, будут проводиться разнообразные акции, которые резко будут увеличивать поток посетителей: разнообразные авиашоу, специализированные выставки, презентации новых образцов авиатехники отечественных производителей, показы старинных самолетов, конкурсы авиамоделей, фотовыставки по авиационной тематике и т.д. Сейчас такой формат общепринятый и называется "динамический музей". А ГМА стал первым музейным учреждением в Украине, в основу деятельности которого эти принципы были заложены еще в 2003 году!

В самой экспозиции были предусмотрены "изюминки" – уникальные коллекции, не имевшие аналогов в мире. Это сформировало поток "специализированных" посетителей – фанов, моделистов, "споттеров", авиационных фотографов.

 

"Бекфайр-коллекция" — сборник всех моделей стратегического ракетоносца Ту-22М, мощнейшего боевого самолета ВВС Украины

Трудный старт

Отдельная тема в истории создания музея – первоначальное состояние экспонатов. Из всех полученных самолетов не было ни одного, который можно было бы сразу включить в экспозицию. Летное поле аэродрома НАУ сначала больше напоминало "авиационное кладбище": потрепанные, ободранные "ветераны" стояли порой без кабин, антенн, на полуспущенных колесах (а некоторые вообще без них). Даже самые приличные десятилетия не видели кисти и капли краски, да и мыли их не каждый год… Невозможно было смотреть без слез и на "останки" авиатехники, переданные из Национальной студии художественных фильмов имени А. Довженко: разграбленные, изуродованные, вообще без колес и кабин…

Ту-22М-0 во время перебазирования на аэродром НАУ, декабрь 2002 года. В подобном состоянии было получено большинство экспонатов

Собственными силами небольшая группа энтузиастов – работников НАУ просто не справилась бы с ними. Но здесь на помощь пришел мощный спонсор – Государственная компания по экспорту вооружений и спецуслуг „Укрспецэкспорт", которую тогда возглавлял доктор технических наук, профессор В.М. Шмаров. Он нашел „рычаги влияния" практически на все предприятия в Украине, имеющие отношение к авиации, и "процесс пошел"! Ремонтные предприятия ВВС, 410-й завод гражданской авиации вместе с Государственной авиакомпанией "УАТК" и Васильковским колледжем ВВС восстанавливали, ремонтировали и красили самолеты и вертолеты. К упорядочению территории "приложили руку" городские власти. Богом забытая окраина, с разбитой дорогой и печальными серыми бетонными заборами по обеим сторонам, за три летних месяца 2003-го года превратилась в своеобразный авиационный „диснейленд"!

Музей "с высоты полета птицы"

Спаси и сохрани, получи – и привези

Приоритетным направлением работы на начальном этапе, конечно, был сбор экспонатов – самолетов и вертолетов. Основным "донором" стали Военно-воздушные силы: расформированный институт ВВС передал целый сборник боевых машин фронтовой (тактической) авиации с логотипами "МиГ" и "Су" на борту: истребителей, истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков. Из Васильковского колледжа на собственных колесах палубный штурмовик Як-38 – единственный в бывшем СССР самолет вертикального взлета и посадки, который базировался в 80-х на крупнейших советских авианосцах. А учебно-боевой бомбардировщик Як-28 команда офицеров военной кафедры НАУ "притянула" аж из Овруча, где он хранился ...на автобазе! С большой "семьи" Як-28 (в 60-х построено около 1200 машин всех моделей!) в Украине сохранилось только два: киевский Як-28У и постановщик радиопомех Як-28ПП в Виннице.

Учебно-боевой бомбардировщик Як-28У

Работа по получению и перевозке авиатехники должна была быть выполнена срочно – в стране ударными темпами уничтожались сотни и сотни боевых и гражданских самолетов. Так, уникальную первую модель стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М-0 вообще едва успели "вытащить из-под ножа" – через несколько дней должна была выезжать бригада на его утилизацию! А это – первый построенный самолет данного типа (в общей сложности выпущенных 500 машин) Крупнейшие же в мире ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, основу стратегической авиации СССР, удалось сохранить только в Музее авиации Дальнего Действия, эти машины принадлежат ГМА, однако экспонируются в Полтаве.

Ту-95МС

Транспортировка относительно небольших самолетов фронтовой авиации не была сложной, и в этом музею активно помогали офицеры военного факультета НАУ. Проблемы начались, когда начали получать настоящих "летающих великанов" – стратегические бомбардировщики, тяжелые транспортные вертолеты, самолеты морской авиации. Просто перелететь они уже не могли – истек срок летной годности. Для перевозки их пришлось разбирать на части и уже техническим отделам ГМА организовывать специальные транспортные операции, о которых писали газеты и освещало телевидение! Так, для доставки крупнейшего в мире транспортного вертолета Ми-26 с Конотопского авиаремонтного завода была задействована целая автоколонна из шести тяжелых грузовиков. А самый большой экспонат, противолодочный самолет Ту-142МЗ (длина – 49 метров, размах крыльев 50 метров) – транспортировали из Николаева 19 трейлеров! "Неподъемные" для бюджета музея деньги (от 50 до 100 тысяч гривен за каждый самолет в ценах 2005 года) предоставил спонсор — американская корпорация "Райтеон", помогавшая Украине в утилизации стратегических бомбардировщиков.

Ми-26, который сейчас экспонируется в ГМА

 В целом из отдаленных гарнизонов и заводов в 2004-2012 годах было доставлено в Киев 67 самолетов, вертолетов и 2 БПЛА. Не забыли и про "аксессуары" – 52 авиабомбы разного калибра, вплоть до самых больших (весом в 9 тонн!), блоки неуправляемых ракет, подвесные контейнеры с пушками, бомбовые кассеты, огромные ракеты класса "воздух-земля" и другие "средства поражения" составили коллекцию авиационных вооружений.

Крупнейшие авиабомбы СССР с коллекцией авиационных вооружений – весом в 9, 5 и 3 тонн. На втором плане – сверхзвуковой разведывательный беспилотник ВР-2 "Стриж"

Все экспонаты музея сгруппированы в специальную коллекцию. Они создавались по трем принципам. Первый является обычным, и достаточно распространенным – по принадлежности к отдельным КБ: это, например, "Самолеты АНТК "Антонов" (титульная коллекция ГМА), "Аллея МиГов", "Вертолеты Миля" и др. Второй принцип — тематические сборники ("Исторические" самолеты", "Морская авиация", "Учебно-тренировочные и спортивные самолеты". И третий – это уникальные сборки всех основных серийных моделей самолетов, которые были символами своей эпохи. К последним относится, например, "Бекф айр-коллекция", в которой представлены все основные модели стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М, самого мощного боевого самолета отечественных ВВС. Под крыльями этих гигантов, которые способны были поразить любые цели в Европе, стартуя с украинских аэродромов, их основное вооружение – ядерные крылатые ракеты Х-22М „Буря".

PR, PR, и еще раз PR

Отечественные музеи переживают сегодня то, что европейские и американские пережили около полувека назад. А именно – учатся самостоятельно зарабатывать деньги и удерживать себя на плаву.

Заработать определенные суммы музей может многими способами. Однако техническому музею нужны не просто деньги, а большие (лучше – бешеные) деньги. Поэтому он должен стать брендом. А чтобы стать брендом – он должен быть известным. И не только дома, но и в мире.

Чтобы быть известным широким массам, нужно дружить со средствами массовой информации. В практической работе ГМА изначально "на щит" было поднято сотрудничество с отечественными медиа: теле- и радиоканалами, общими и специализированными изданиями. Она оказалась взаимовыгодной: "телевизионщики" в музее быстро могли отснять любой самолет или вертолет, становившийся "информационным поводом дня", сделать видеоряд для исторической передачи. "Газетчики" и издатели журналов имели возможность получить профессиональный комментарий о любом авиационном событии или даже готовую статью о музее. Директор, доктор Ю.К. Зиатдинов и сотрудники отделов более 80 раз участвовали в телевизионных передачах и выступали по радио по темам, посвященным музею и текущим событиям, связанным с отечественной авиацией. Поэтому информация о музее распространилась довольно быстро не только в Украине, но и за ее пределами. "Конвертировать" ее в финансовые поступления помогает сотрудничество с туристическими фирмами агентствами, что значительно увеличивает поток посетителей. Так, только за 11 месяцев 2012 года в составе организованных групп на экскурсиях в ГМА побывали более 12,5 тысячи туристов. Всего же в 2003-12 годах было проведено около 6000 экскурсий, в том числе более 100 – на английском и польском языках.

Важным аспектом деятельности современного музея является установка, поддержка и активное развитие международного сотрудничества с музейными, архивными и исследовательскими учреждениями зарубежных стран.

Первым зарубежным партнером ГМА стал Краковский музей польской авиации, с которым 19 марта 2004 года был заключен договор о сотрудничестве. Этот договор стал первым в истории украино-польских культурных отношений соглашением о сотрудничестве музейных организаций!

 

Подписание первого договора сотрудничества между музеями Украины и Польши. Директор Краковского музея польской авиации Кшиштоф Радван и директор ГМА Ю.К. Зиатдинов

А всемирную известность ГМА получил в 2006 году, когда делегация музея приняла участие в международном семинаре "Общие проблемы аэрокосмических музеев" в Вашингтоне. Это крупнейший в мире форум по данной тематике, который проводится ежегодно и собирает практически весь высший менеджмент ведущих музеев мира. Здесь представляются самые современные тенденции и теории по музейному делу, обсуждаются текущие проблемы и опыт их преодоления. На пленарном докладе, посвященном презентации Государственного музея авиации Украины, присутствовали руководители и сотрудники более 70 музейных учреждений США, Канады и стран Европы, представители посольства Украины в США и украинской диаспоры.

В 2008 году ГМА основал собственную международную научно-практическую конференцию "Технический музей: история, опыт, перспективы", которая проводится периодически — раз в два года. Всего в трех таких форумах приняло участие более 200 сотрудников из 73 музейных учреждений Украины, Литвы, Германии, Польши, Словакии и США.

Участников международной научно-практической конференции "Технический музей: история, опыт, перспективы" возле Ил-86

Современный технический музей – выставка экспонатов, или Диснейленд?

 

Одним из важнейших отличий современного музея от традиционного являются отношения посетителя и экспозиции. Для традиционного характерны дистанцированность артефакта от посетителя ("руками не трогать!"), статичность коллекций, вербальная форма представления информации (голосом экскурсовода).

Безусловно, эти черты должны присутствовать и в нынешнем музее, но в определенной степени. Потому что современный музей вынужден действовать в условиях рыночной экономики. То есть конкурировать с разными предприятиями культурных услуг, и желательно хотя бы на равных. Поэтому он должен быть актуальным и динамичным, максимально ориентированным на удовлетворение потребностей посетителей, удивлять и производить эмоциональное впечатление, инициируя желание прийти снова.

Как показывает статистика, основными посетителями музеев являются дети – в организованных школьных группах или с родителями. А чего хотят дети больше всего? Конечно, потрогать все своими руками! Лучший рассказ ребенок забудет через минуту. А вот впечатление от штурвала "настоящего" самолета – пронесет спустя долгие годы.

В ГМА это учли с самого начала, и максимально "приблизили" посетителей к экспонатам. Воздушные корабли можно не только осмотреть снаружи, но и побывать в кабинах и пассажирских салонах. В лайнерах Ил-62 и Ту-154, вертолетах Ми-8 и Ми-26 можно занять кресла экипажа, представив себя пилотом, штурманом или бортинженером и сфотографироваться. А "особо продвинутым" и заинтересованным покажут еще и знаменитые "черные ящики" (которые на самом деле совсем не черные) и аппаратуру декодирования их записей. Взрослые и дети получают незабываемые впечатления, музей – дополнительные средства.

Еще дальше этот процесс заходит во время проведения акций. Так недавно группа волонтеров изъявила желание…помыть самолеты в музее! Действительно, весной большие машины выглядят немного "непрезентабельно". Штатным работникам, большинство из которых — пенсионеры, быстро сделать это тяжеловато. А вот молодежи процесс понравился: можно залезть на фюзеляж, заглянуть в двигатели и даже потанцевать на крыле! Пассажирский лайнер Ту-154 "драили" все, от малышей до самых старших – и родители, и даже четырехлетний мальчик! Не удержались и журналисты (акцию освещало несколько телеканалов) – с заметным удовольствием обдали струями воды крутые бока "большой тушки", как называют этот самолет авиаторы. На следующий год одного самолета уже будет мало – заявки на участие начали поступать на электронную почту музея из разных городов в тот же вечер!

Волонтеры в ГМА во время акции "Помой самолет"

Значительное количество посетителей собирает и акция "Ночь в музее". Вроде бы те же самолеты – но совсем другое эмоциональное восприятие! Немногие могут похвастаться, что провели ночь в палатке под крылом стратегического бомбардировщика… Такие впечатления – они на всю жизнь!

Еще одна интересная возможность открывается благодаря близости городского аэродрома Киев-Жуляны: посетители со специальной площадки могут наблюдать за работой современного аэропорта, взлетом и посадкой самолетов. Рейсовые лайнеры с работающими двигателями проходят буквально рядом – рулежная дорожка находится в 20-30 метрах от музея!

ГМА – это не только музей: в то же время он выполняет функции учебной базы Национального авиационного университета. Здесь проходят практическую подготовку будущих авиационных специалистов.

Студентки НАУ

Жизнь не стоит на месте, и современный музей должен развиваться вместе с ним. Готовится полное техническое перевооружение музея – с переходом на современные информационные технологии (таблички с QR-кодами, аудиогидами), видеонаблюдение, покрытие территории беспроводным интернетом и т.д.

В юбилейный год в ГМА успешно провел первое крупное историческое авиашоу — "Фестиваль ретросамолетов", в котором приняли участие реальные боевые машины времен Второй мировой войны. Из Великобритании в музей прилетели 24 самолета: один из лучших советских истребителей времен войны Як-3, учебно-боевой Як-11, лучшие американские истребители Второй мировой P-51D "Мустанг", учебные DH-82 "Тайгер Мот" и "Пайпор Каб, а также 15 наиболее популярных легких машин 60-х — 90-х годов. Подобный широкомасштабный показ проходил в Украине впервые. За три дня с уникальными самолетами британского клуба Air Squadron ознакомились более 15 тысяч посетителей, причем наиболее интересные демонстрировались в полете!

 

В.Д. Романенко

Ведущий научный сотрудник ГМА

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Новости Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme