Как выжить подростку? Необходимые современные знания, которым не учат в школе

О том, что современное образование нужно переводить на путь практических навыков из категории общих знаний, сегодня говорится очень много

Журналист отдела новостей
Как выжить подростку? Необходимые соврем…

Но какие конкретно предметы должны стать обязательными для молодежи, чтобы помочь ей как можно легче и естественнее войти во взрослую жизнь? Об этом мы поговорили с экспертами сети бесплатных образовательно-культурных пространств "Гончаренко центр".

Психологическое образование

Статистика ужасает! Только за первое полугодие 2021 было совершено 150 самоубийств, что на несколько десятков больше, чем за весь предыдущий год. "Конечно, проблему очень обострили и карантин, и неограниченный доступ к интернету, – рассказывает преподавательница по психологической поддержке Краматорского Гончаренко центра, психолог, психотерапевт Ирина Пилипенко. – Но проблема остается на поверхности – нехватка живого общения и отсутствие знаний о себе, о том, как работает собственная психика, как ее урегулировать". Задача школы – научить ребенка быть взрослым человеком, управляющим собственной жизнью. Поэтому первым по важности должен стоять именно курс психологической помощи подросткам.

Ирина называет следующие основные направления психологической помощи подросткам:

  • психоэдукция – рассказ о психологических процессах, особенностях именно подросткового возраста. Иногда этого бывает достаточно, чтобы ребенок выдохнул и понял, что с ним все в порядке;

  • диагностика, самодиагностика – обычно подросткам важно отвечать на вопросы "кто я?", "какой я?", "как меня видят другие?", то есть проводить разные самотестирования. ("Хотя я и не очень люблю тесты, но в этом возрасте – это классная штука. Тесты должны быть адекватными и комментироваться специалистами, а не "флегматик – это плохой темперамент", как я в некоторых школах слышала", – говорит Ирина);

  • психологическая коррекция. К сожалению, у некоторых детей может быть искажено представление о себе и об этом мире, низкая самооценка, плохое отношение к себе, селфхарминг. Также у подростков высокий уровень тревоги, что внешне проявляется как агрессия, самоагрессия. С этим уже нужно работать специалисту – корректировать;

  • развитие навыков саморегуляции – это для всех важно, особенно в наше время, а у подростков умение владеть собой повышает самооценку и чувство контроля, которого в этом возрасте не хватает.

Однако к внесению курса психологической помощи в школьную программу специалист относится неоднозначно: "Психологическая помощь и психоэдукация очень важны, особенно в переходном возрасте. Но наша система образования имеет тенденцию искажать все, к чему причастна в вопросах воспитания. То есть где-то действительно это будет классно, а где-то это будет карго-культ. Это во-первых. А во-вторых, подросткам не хватает доверия к школе, и если такие занятия проводятся в пределах заведения, возможна ли там атмосфера искренности, откровенности? Будет ли сохранена конфиденциальность? Психологическое просвещение крайне необходимо, но не формальное, а качественное".

Гончаренко центр

Финансовая грамотность

Дмитрий Мицевич, преподаватель Черновицкого Гончаренко центра, финансовый менеджер и консультант общественных организаций и иностранных компаний, считает, что финансовая грамотность должна стать обязательным школьным предметом: "Курс экономики, который преподается для школьников, обычно не содержит базовых навыков управления деньгами, а только знания по экономике Такие занятия необходимо начинать давать ровно в тот момент, когда дети получают свои первые деньги, ведь вместе с деньгами открываются разные возможности – как хорошие, так и плохие, а также большой выбор различных финансовых инструментов, которые дадут возможность родителям контролировать расходы детей".

Подобная программа должна прежде всего научить детей ценить стоимость денег, которые они пока не зарабатывают. Во-вторых показать, как их экономить и минимально приумножать. В-третьих – показывать важность максимизации э-коммерции (расчеты, переводы, оплаты, контроль расходов).

В то же время, исследование финансовой грамотности в Украине, проведенное в 2020 году с использованием методики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показало, что Украина находится на 30-м (последнем) месте в этом рейтинге.

Результат Украины по Индексу финансовой грамотности ОЭСР (знание, отношение, поведение) составляет 11,6 балла (против 13,2, что является средним показателем тридцати стран).

"Посмотрите на взрослых – некоторые из них до сих пор боятся использовать карточку даже при покупке в супермаркете, не говоря уже об оплате коммунальных, покупке билетов, оплате товаров через сеть интернет… Так откуда этим навыкам взяться у подростка? А между тем нехватка знаний и практического использования может привести к "вмешательству" других лиц (в т.ч. из социальных сетей) с целью завладения финансовыми ресурсами. Добавьте к этому подростковую закрытость и неумение владеть эмоциями и получите взрывную смесь", — считает специалист. По его мнению, лейтмотивом всех занятий по финансовому просвещению должен быть призыв: "Не бойтесь спросить совета у родителей или взрослых, если не уверены в правильности своих финансовых действий".

Гончаренко центр обучение

Профориентация

Тренер по профориентации Подольского Гончаренко центра, директор Мардаровской школы Подольского района Владимир Глущук рекомендует родителям прежде всего оставить в прошлом подход "если не знаешь, кем хочешь быть, пойдешь туда, куда я скажу". Вместо этого стоит предоставить ребенку возможность разобраться в себе и научиться управлять своими сильными и слабыми сторонами: "Сегодня почти невозможно строить карьеру без критического мышления, эмоционального интеллеквека должны быть направлены занятия по профориентации в школе".

Нужно спрашивать не "кем ты хочешь быть?", а "что тебе нравится делать?" Следует показать ребенку, что выбирать нужно направление, а не конкретную специальность. Сегодня существуют 5 таких направлений: "Человек-Человек", "Человек-Природа", "Человек-Техника", "Человек-Знаковая система" и "Человек-Художественный образ".

Определиться, к чему имеется большая склонность у ребенка, можно с помощью тестов в интернете. Впрочем, задача курса по профориентации – объяснить подростку, что понятия успеха, собственного счастья и престижной профессии не связаны между собой.

"Зачастую я сталкиваюсь с тем, что ребенок считает, что его личное счастье зависит от престижности будущей профессии. А когда мы начинаем выводить формулу успеха, то выходит, что для каждого он своя. Единственная для всех составляющая этого – любить то, чем занимаешься", – делится Владимир.

Чтобы помочь подростку определиться с профессией, нужно рассмотреть разные составляющие успеха, с учетом окружения ребенка, его внутреннего состояния и образа жизни. Обсуждение таких тем, как "кто я", "мои сильные стороны", "какова она – моя идеальная карьера", открывает новые, до сих пор неизвестные грани личности.

Гончаренко центр финансовая грамотность

Напомним, что всеукраинская сеть образовательно-культурных пространств "Гончаренко центр" представлена в 24 городах Украины, где предлагает каждому бесплатное качественное образование, в частности, курс по изучению иностранных языков, подготовку к ВНО для подростков, программы по финграмотности и т.д.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Новости Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme