В УИБ проанализировали Бюджет-2022: Как оценивают эксперты главную смету страны

Украинский институт будущего проанализировал презентацию государственного бюджета на 2022 год, а также расшифровки к бюджету, которые Министерство финансов подало в парламент к первому чтению

Журналист ленты новостей
В УИБ проанализировали Бюджет-2022: Как…
Фото: Depo.ua

Эксперты УИБ сразу заметили, что бюджет имеет существенные отклонения от предложенной Минфином 2 месяца назад Бюджетной декларации на 2022-2024 годы. Это проявляется в том, что доходы на 2022 год увеличены от Бюджетной декларации на 58 млрд, а расходы — на 71 млрд гривен.

"Это подтверждает плохое качество подготовки Бюджетной декларации, поскольку доходы — это расчетная величина Минфина. В свою очередь расходы — это компромисс с министерствами и ведомствами, и здесь тоже очевидно, что первичная оценка из Бюджетной декларации оказалась сильно заниженной", — отметили в УИБ, пишет Depo.ua.

Также там отмечают, что в связи с прогнозным превышением доходов в большом количестве статей и ожидаемым большим ВВП в 2021 и в 2022 годах, текущая оценка доходов государства на консолидированном уровне превышает прогноз Минфина на 110 млрд гривен.

Эксперты отмечают и то, что основная разница в доходных статьях заключается, в первую очередь, в доходах по импортным налогам — импортный НДС, импортный акциз и импортные пошлины.

"Конечный избыток доходов по этим трем статьям оценивается на уровне 50 млрд гривен. Эта оценка проведена на основании предположений роста импорта в размере 10% и девальвации национальной валюты до 28,2 по среднему курсу. В то же время рост импорта может быть еще выше, особенно если энергоресурсы по нефти и газу останутся на высоком уровне", — добавили в УИБ.

валюта

Анализируя Бюджет-2022, в УИБ отмечают, что самым большим резервом в доходах на консолидированном уровне является больший уровень неналоговых доходов государства. То есть, говорят эксперты, Минфин традиционно в бюджете минимизирует доходы от собственных доходов бюджетных учреждений.

"Сумма на 2022 год сейчас составляет 62 млрд. К тому же только за 7 месяцев 2021 года доходы по этой статье составили почти 55 млрд гривен, а доходы по итогам 2021 года оценивают на уровне 100 млрд гривен. Поэтому с неналоговых доходов есть резерв в доходах, оцениваемых в 45-50 млрд гривен", — отмечают в УИБ.

В то же время там добавляют, что Минфин впервые в расшифровках государственной сметы представил собственные версии расчета доходов во множестве доходных статей. Однако в УИБ говорят, что заметно, что разные расшифровки делали различные подразделения. Соответственно в части расшифровок присутствуют различные цифры прогнозов по одинаковым параметрам. Кроме этого, там очень сильно не коррелирует друг с другом расчетный прогноз поступлений от ЕСВ в Пенсионный Фонд и другие социальные фонды с применяемой моделью расчета по налогу на доходы физических лиц. Разница получилась в цифрах на уровне 30+ млрд (376 млрд доходов по ЕСВ против 408 млрд доходов по НДФЛ).

Что касается бюджета Пенсионного фонда на 2022 год, то Министерство финансов его оценило на уровне 531 млрд гривен, что на 36 млрд выше, чем базовый бюджет 2021 года. В то же время текущие расходы на пенсии в 2021 году были выше, чем закладывали в бюджете.

"По итогам 2021 года ожидаются расходы на пенсии на уровне 516 млрд гривен. А в презентации в бюджет-2022 года был представлен расчет увеличения расходов на пенсии в 2022 году на 42,6 млрд гривен. Таким образом, прогноз расходов на пенсии в 2022 году оценивается на уровне 559 млрд гривен, что на 28 млрд гривен больше, чем план Минфина", — отметили в УИБ.

В Институте будущего говорят, что одной из самых проблемных статей бюджета-2022 может стать Программа субсидий ЖКХ.

субсидия

"При текущих ценах на газ, которые достигли заоблачных высот, выделять 38 млрд против 36 год назад на субсидии — очевидно, слишком мало. Более того, факт в этом году будет на уровне 40-43 млрд по этой статье. Частично ситуацию спасет то, что Минфин планирует авансировать расходы на субсидии в 2021 году путем меньших сумм расходов в 2022 году в размере 3,6 млрд гривен", — отметили в УИБ.

Однако там не исключают, что могут возникнуть проблемы с покрытием сумм по субсидии на 2022 год, которые можно оценить в размере 10 млрд гривен.

"К тому же в расшифровках бюджета Минфин использовал средневзвешенную цену на газ на 2022 год на уровне 220 долларов за 1000 кубов, что недостижимо, исходя из текущих цен на газ", — добавили в Институте будущего.

Также, говорят в УИБ, что в 2022 году ожидается уже новая тенденция завышения расходов на социальную деятельность, хотя фактические затраты по этим статьям часто ниже запланированных. Обычно это позволяет перераспределить деньги в конце года в пользу субсидий ЖКХ и пенсионного обеспечения. Ожидается, что такой резерв в следующем году будет на уровне 20 млрд гривен.

Эксперты говорят, что в последние несколько лет Минфин завышает свои расходы на обслуживание государственного долга. Например, год назад Минфин изначально планировал потратить 163 млрд на обслуживание долгов, а затем снизил расходы до 158 млрд. Сейчас ожидаются расходы по обслуживанию долга на уровне 146 млрд, что на 12 млрд гривен ниже, чем план Минфина.

"Сумма в 185 млрд на обслуживание долгов является крайне завышенной. И причин здесь две. Во-первых, ожидаемый уровень дефицита бюджета в 2021 году будет на 100 млрд ниже, что позволяет экономить около 10 млрд гривен на обслуживании в следующем году. Во-вторых, часть денег МВФ пойдет на финансирование дефицита бюджета в этом году, что позволит меньше выпускать ОВГЗ под 10-12% годовых. Соответственно текущий прогноз по этой статье по итогам 2022 — 161 млрд, что на 24 млрд ниже, чем прогноз Минфина", — говорят в УИБ.

Также эксперты добавляют, что уже в следующем году, согласно бюджету, расходы на образование возрастут с 295 млрд до 391 млрд, или почти на 100 млрд гривен. В то же время после увеличения зарплат учителям на 25-30% в 2021 году уже сейчас планируется, что общие расходы на образование будут выше плана Минфина на 20 млрд. Соответственно в 2022 году реальное повышение составит около 75 млрд.

Расходы на медицину в государственной смете предполагают повышение зарплат врачам: до минимума в размере 20 тыс гривен и средней зарплаты — до 22,5 тыс гривен.

медицина

"Это уже уровень 800 долларов по текущему курсу. В то же время, по оценке Минфина, расходы на это действие добавят к бюджету расходов на медицину всего на 30 млрд гривен. Поэтому пока под вопросом, хватит ли средств. Кроме того, на вакцинацию от ковида выделено всего 2,6 млрд гривен. При этом, в этом году уточненная смета предусматривает 10,5 млрд гривен на вакцинацию населения", — отметили в УИБ добавили, что, вероятно, ко второму чтению смета на это может быть увеличена.

Обращается внимание и на то, что в основном для министерств и ведомств роста расходов не превышает 5-10% от предыдущего года. На Офис президента заложена смета ниже, чем год назад. В то же время самое большое увеличение расходов получили президентские областные администрации, финансирование которых на 2022 год заложено на 17-20% выше, чем год назад. Расходы на НСТУ Минфин заложил в бюджете на 400 млн ниже, чем год назад. На программу "Большая стройка" Минфин определил сумму расходов в размере 199 млрд гривен, что на 20% ниже чем в 2021 году.

В УИБ констатируют, что исходя из существенных ожидаемых превышений государственных доходов в 2022 году и при условии увеличения сметы на экономическую деятельность на 50 млрд гривен от текущего плана Минфина, прогнозный дефицит бюджета оценивается на уровне 131 млрд гривен, или 2,3% ВВП, что значительно ниже прогноза Министерства финансов.

"Более того, это позволяет даже запустить с января 2022 года налог на выведенный капитал и получить дефицит на уровне, заложенном Министерством финансов в 2022 году", — отметили эксперты.

В УИБ также проанализировали общий уровень государственных расходов по смете Министерства финансов. Так, ведомство оценило их на уровне 41,8% ВВП, что близко к уровню государственных расходов, который прогнозируется по итогам 2021 года, но значительно ниже того бюджета, который Минфин подал с государственными расходами 45% ВВП. Государственные доходы по смете Минфина на 2022 оценены на уровне 38,1% ВВП с дефицитом 3,7% ВВП.

"Прогнозный уровень государственных расходов по текущей смете Минфина, в условиях номинального роста экономики до 5,7 млрд, оценен в 40,1% ВВП, а доходы на уровне 37,8% ВВП, с дефицитом 2,3% ВВП", — отметили в УИМ.

Резюмируя государственную смету, эксперты Украинского института будущего добавили, что предложенный Министерством финансов бюджет выглядит сбалансированным и позволяет запускать такие проекты, которые стимулируют экономику, в частности налог на выведенный капитал с 2022 года.

Напомним, 15 сентября чиновники поддержали проект закона №6000 о государственном бюджете Украины на 2022 год. Представил его в рамках заседания Кабмина министр финансов Сергей Марченко.

Несколько позже законопроект о государственном бюджете зарегистрировали в Верховной Раде.

16 сентября председатель фракции "Голос" Ярослав Железняк сообщил, что представленный Кабинетом министров проект закона №6000 о государственном бюджете Украины на 2022 год не сможет полноценно "работать" без принятия законопроекта о повышении налогов.

Читайте также: Проект бюджета-2022: Зрада или перемога

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Новости Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme