Ученые обнаружили черную дыру, запустившую звездообразование в маленькой галактике

Ученые обнаружили уникальную карликовую галактику в 30 млн световых лет от Земли в южном созвездии Компас

Ученые обнаружили черную дыру, запустивш…

При первом обнаружении она вызвала споры среди астрономов о том, могут ли карликовые галактики быть домом для черных дыр, пропорциональных сверхмассивным гигантам, которые расположены в сердцах больших галактик. Стоит добавить, что в галактике Генизе 2-10 есть только десятая часть звезд, находящихся в нашем Млечном Пути.

Об этом сообщает Depo.ua со ссылкой на Nature.

Ученые обнаружили, что между черной дырой и соседним регионом звездообразования, расположенным в 230 световых годах от нее, проходит поток газа, простирающийся через пространство. Приборы Хаббла показали, что поток двигался со скоростью около 1 миллиона миль в час, врезаясь в плотный газ. На пути потока были рассеяны новорожденные звездные скопления.

Как известно, в больших галактиках происходит противоположное – материал, падающий к черной дыре, забирается магнитными полями, образуя горящие струи плазмы. Они двигаются со скоростью, близкой к скорости света. Облака газа, попавшие на пути этих струй, нагреваются настолько, что не могут остыть и образовать звезды. В то же время, более мягкий отток газа в маленькой черной дыре в Генизе 2-10 сжимался достаточно, чтобы образовывать звезды.

Черная дыра в Генизе 2-10 имеет массу около 1 млн. солнечных масс. Стоит добавить, что в больших галактиках черные дыры могут достигать массы более чем в 1 миллиард раз больше массы нашего Солнца. Чем массивнее галактика-хозяин, тем массивнее центральная черная дыра.

В настоящее время теории происхождения сверхмассивных черных дыр делят на три категории:

• они образовались, как и маленькие черные дыры, однако каким-то образом накопили много материала, чтобы стать сверхмассивными;

• условия в ранней Вселенной подходили для образования сверхмассивных звезд, из которых и появились сверхмассивные черные дыры;

• Сверхмассивные черные дыры образовались в плотных звездных скоплениях, где общей массы скопления было более чем достаточно.

Пока ни одна из этих теорий не заняла лидирующего положения. По мнению астрономов, черные дыры карликовых галактик могут быть аналогом черных дыр в ранней Вселенной, когда они только начинали формироваться и расти.

Напомним, на прошлой неделе сообщалось, что ученые нашли сверхмассивную черную дыру, которая в 200 тыс. раз тяжелее Солнца. Она расположена в карликовой галактике Mrk 462. Следует добавить, что найденная черная дыра является самой малой среди сверхмассивных.